Новые и старые тренды: как изменились отличия между мужчинами и женщинами за последнее десятилетие
- Новые и старые тренды: как изменились отличия между мужчинами и женщинами за последнее десятилетие
- Связанные вопросы и ответы
- Какие социокультурные изменения произошли за последние 10 лет, повлиявшие на отличия между мужчинами и женщинами
- В чем заключается основное психологическое различие между гендерами согласно современным исследованиям
- Какие новые аспекты влияют на восприятие гендерных ролей в обществе сравнительно с 2010 годом
- Какие изменения в технологиях и медиа влияют на представления о мужчинах и женщинах сегодня
- Какие стереотипы были разрушены, а какие укреплены за последние десять лет относительно гендерных отличий
- Как изменились нормы поведения и ожидания к мужчинам и женщинам в сравнении с 2010 годом
- Какова роль феминизма и маскулинизма в обсуждении отличий между мужчинами и женщинами в наше время
- Какие вызовы и проблемы стоят перед современными мужчинами и женщинами, связанные с их гендерными различиями
Новые и старые тренды: как изменились отличия между мужчинами и женщинами за последнее десятилетие
После революции 1917 года произошел колоссальный социокультурный перелом. Прежние нормы стали считаться пережитками, которым нет места в новом мире. Молодые люди из села массово переезжали в город: деревенская культура встретилась с городской, обе они переосмыслялись и целенаправленно менялись под задачи нового общества.
Один из механизмов психической защиты в травматичных ситуациях называется«вытеснение»: то, что приносит человеку страдания или является источником опасности, вытесняется из сознательного восприятия. Цель этой защиты — минимизировать негативные переживания или последствия. При этом вытесненное продолжает проявляться в жизни человека — часто косвенно, например в форме снов, оговорок или видимо нелогичных, необъяснимых действий. Вот и привычный уклад после глобальных перемен в стране вытеснился из коллективного сознания — но не исчез! «Маленький человек» с его частной жизнью оказался напрямую включен в задачи большого мира. В личном появился высший смысл — служить большему (государству, стране, идеологии) и строить жизнь согласно этой задаче.
Частное становилось общественным. Заключение брака теперь не этап личной жизни, а важная задача — формирование новой ячейки общества, где два человека объединяются для достижения целей государства. Рождение детей превращается в общественный долг: нужно производить новых граждан, которые в будущем примут эстафету создания нового, лучшего мира.
Но одновременно люди получают больше свободы. На первых порах в Советском государстве брак был не только не обязателен, но и порицался как «пережиток». Женщина могла родить ребенка, не будучи официально замужем, а в дальнейшем строить отношения с другим мужчиной. Впрочем, позже курс снова пошел на поддержание института брака.
Если раньше часто практиковались договорные браки ради благополучия всей семьи, то в Советской России люди могли выбирать партнера. Сама же свадьба, прежде обязательно публичная и с соблюдением определенных ритуалов, могла состояться очень быстро и незаметно: достаточно было просто зарегистрироваться.
Для женщин новый культурный императив предусматривал усиление контроля за телесностью и сексуальностью: появлялись новые предписания и общественные институты, которые регламентировали, как должна проходить беременность, роды и воспитание ребенка.
Магический аспект материнства заменился общественным — значимостью роли матери для государства. Воспитание детей стало задачей не только родителей: с самого рождения ребенок попадает под контроль сначала медицинского персонала, который наблюдает за действиями молодой мамы, затем — воспитательниц и нянь в яслях и детских садах.
Многие женщины эти перемены приветствовали, ведь они получили уважение к своему статусу. У них стало больше возможностей реализоваться в профессии, зарабатывать, занимать более высокое общественное положение. Для мужчины же смена социокультурной парадигмы означала невозможность следовать мужскому квесту до конца.
Раскулачивание, коллективизация и утрата права на собственность привели к тому, что потерялся основной смысл мужского сценария. Мужчина не мог распоряжаться собственным хозяйством — потому что хозяйства больше не было. Вместо этого появилась возможность занимать должности в новой системе, однако ответственность мужчина теперь нес не «за свое» и «перед своими» — а за государственное перед государством же.
Если до революции мужчина добивался признания и статуса среди других мужчин, то в советское время он с ними соревновался, а признание и статус давало государство.
Связанные вопросы и ответы:
1. В чем основное отличие в менталитете мужчин и женщин в 2010 году
Ответ: Основное отличие в менталитете мужчин и женщин в 2010 году заключается в подходе к решению проблем. Чаще всего мужчины склонны к использованию логики и аналитического подхода, в то время как женщины придерживаются эмоционального и интуитивного подхода к решению вопросов. Это может привести к разногласиям в коммуникации и взаимопонимании между представителями разных полов.
2. Какие физиологические отличия можно выделить между мужчинами и женщинами в 2010 году
Ответ: Физиологические отличия между мужчинами и женщинами в 2010 году предполагают разные строение тела, уровень гормонов и биологические функции. Например, у мужчин обычно больше мышечной массы, а у женщин выше процент жира в организме. Есть и другие различия, включая гормональный фон, строение костей и т.д.
3. Какие социальные роли преобладают у мужчин и женщин в 2010 году
Ответ: В 2010 году социальные роли мужчин и женщин начали смешиваться, но все еще существуют определенные стереотипы. Например, мужчине обычно приписывают роль защитника и кормильца семьи, а женщине - заботливой матери и домохозяйки. Однако с развитием общества и гендерных равенств многие люди выбирают себе роли сами, не ограничиваясь традиционными представлениями об идеальном мужчине и женщине.
4. Какие отличия можно выделить в поведении мужчин и женщин в отношениях в 2010 году
Ответ: В отношениях в 2010 году часто можно заметить отличия в коммуникации между мужчинами и женщинами. Например, мужчины чаще проявляют активное поведение и стремятся к решению проблем, в то время как женщины часто выбирают эмоциональное выражение своих чувств и искреннее общение. Это может привести к конфликтам, но также способствует более глубокому пониманию друг друга.
5. Какие изменения произошли в понимании равенства между мужчинами и женщинами в 2010 году
Ответ: В 2010 году были сделаны значительные шаги к равенству между мужчинами и женщинами. Во многих странах были приняты законы о запрете дискриминации по половому признаку, увеличены права женщин на работе и в обществе. Однако, несмотря на это, все еще существует неравноправие в некоторых областях, например, в оплате труда или представлении в политике.
6. Какие вызовы и препятствия стоят на пути к пониманию между мужчинами и женщинами в 2010 году
Ответ: В 2010 году вызовами на пути к пониманию между мужчинами и женщинами могут быть стереотипы, культурные различия, непонимание гендерных различий и даже проблемы коммуникации. Чтобы преодолеть эти препятствия, важно вести диалог, проявлять уважение к другому полу, осознавать свои предвзятости и работать над развитием эмпатии и толерантности.
Какие социокультурные изменения произошли за последние 10 лет, повлиявшие на отличия между мужчинами и женщинами
Если моя философия недостаточно сильна для того, чтобы сказать нечто новое, то в ней все-таки достаточно мужества для того, чтобы считать не вполне достоверным то, во что уже так давно верят.
Г. К. Лихтенберг
Как и почему изменяется гендерный порядок в современном обществе? На мой взгляд, в мире происходит беспрецедентная глобальная ломка традиционной системы разделения общественного труда и прочих социальных функций, а также отношений власти между мужчинами и женщинами.
В доиндустриальном и индустриальном обществе «война полов» шла на индивидуальном уровне, в семье и постели, но рамки этого соперничества были социально жестко фиксированы. Мужчины и женщины должны были «покорять» и «завоевывать» друг друга, используя для этого веками отработанные гендерно-специфические приемы и методы, но они сравнительно редко конкурировали друг с другом на макросоциальном уровне. Соперником мужчины был другой мужчина, а соперницей женщины другая женщина. Сегодня в широком спектре общественных отношений и деятельностей мужчины и женщины открыто и жестко конкурируют друг с другом. Объяснять и прогнозировать эти процессы с позиций эволюционной биологии или классического психоанализа невозможно. Однако важно иметь в виду, что конкуренция, о которой идет речь, есть также форма кооперации, от которой в конечном счете выигрывает все общество.
Если говорить более конкретно, можно выделить несколько главных тендений развития:
1. В сфере трудовой деятельности и производственных отношений происходит постепенное, но все более ускоряющееся разрушение традиционной системы гендерного разделения труда, ослабление дихотомизации и поляризации мужских и женских социально-производственных ролей, занятий и сфер деятельности. Ведущей, динамической силой этого процесса являются женщины. Во всех развитых странах доля женщин, занятых в производительном труде, неуклонно растет. Например, во Франции доля работающих женщин выросла с 51,5 % в 1975 г. до 63,8 % в 2005 г. (La France en faits et chiffres, 2006). Мужчины утратили монополию на производительный труд, женщины быстро осваивают традиционно мужские профессии и т. д.
2. Женщины постепенно сравниваются с мужчинами по уровню образования, от которого во многом зависят будущая профессиональная карьера и социальные возможности, и все чаще превосходят в этом отношении мужчин. В 2006 г. в странах Евросоюза высшей ступени среднего образования достигли, как минимум, 80,7 % молодых (20–24 года) женщин и лишь 74,8 % молодых мужчин. Среди окончивших университеты 59 % женщин (European Commission, 2008). Карьерные притязания студенток университетов все больше становятся похожими на мужские, и девушки все чаще становятся лидерами в малых группах (Eagly, Karau, 1991).
3. Параллельно этому, хотя и со значительным отставанием, меняются гендерные отношения власти. Мужчины постепенно утрачивают монополию на политическую власть. Всеобщее избирательное право, принцип гражданского равноправия, увеличение номинального и реального представительства женщин во властных структурах общие тенденции нашего времени.
Процесс предоставления права голоса женщинам наравне с мужчинами начался лишь в конце XIX в. Первыми странами, признавшими за женщинами статус граждан, наделив их избирательными правами на национальном уровне, стали Новая Зеландия, а затем Австралия. Но даже в промышленно развитых странах право женщин на участие в выборах существует недавно. Женщины завоевали право голоса в Финляндии и в Норвегии в 1906–1907 годах, в Дании в 1915-м, в Германии, Швеции и Соединенном Королевстве в 1918-м и в США в 1920 г. Во Франции женщинам пришлось ждать этого момента до 1944 г., в Италии до 1945-го, а в Швейцарии до 1971-го. За десять лет, с 1997 по 2007 г., женское представительство в европейских парламентах выросло с 17 до 24 %. Разумеется, для передовой Европы этого мало. Доля женщин в национальных правительствах Европы составляет одну треть (European Commission, 2008). За пределами Европы дело обстоит еще хуже: несмотря на то что женщины составляют половину избирателей, они занимают лишь 10 % мест в парламентах мира и 6 % в национальных правительствах (Хегай, 2001). Тем не менее женщины все чаще становятся политическими лидерами, и не только в развитых западных странах. Достаточно вспомнить такие имена, как Индира Ганди, Маргарет Тэтчер, Ангела Меркель, Беназир Бхутто. Это не может не менять социальных представлений мужчин и женщин друг о друге и о самих себе.
В чем заключается основное психологическое различие между гендерами согласно современным исследованиям
Существует несколько теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения гендерной роли и наличие гендерных различий.
Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с 3. Фрейда, опирается на ведущую роль в половой дифференциации биологических факторов. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями. В развитии личности основное внимание уделялось формированию обусловленных полом моделей поведения, связанных с сексуальной сферой. Для объяснения процесса идентификации использовались понятия "Эдипов комплекс" (у мальчиков) и "комплекс Электры" (у девочек) .
Идентификационная теория половой социализации является, по существу, теорией саморазвития, так как, в психоаналитической теории, опыт личности в семье, определяется различиями во врожденных биологических потребностях. Под влиянием этого опыта у детей формируются полоспецифические черты. Эти черты закрепляются по мере взросления. Поэтому социализация как процесс не является главным фактором формирования психологического пола. Согласно представлениям психоанализа -- формирование гендерных составляющих смысловой сферы личности детерминировано, по большей части, биологически и ранними этапами семейного воспитания .
Традиционный психоанализ исходит из того, что мужские и женские модели поведения диаметрально противоположны. Для типично мужского поведения характерными являются активность, решительность, агрессивность, соревновательность и направленность на сферу достижений, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность. Фрейд считал, что личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда она следует вышеописанным моделям .
С неофрейдизма основные положения традиционной психоаналитической теории подверглись теоретической и экспериментальной проверке. Например, было доказано, что следование традиционным моделям поведения не является гарантией психологического благополучия ни для мужчин, ни для женщин. По данным Б. Маккоби и К. Джеклин, высокая фемининность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением. Высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами половой дифференциации. Дети, чье поведение больше соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Критикуя фрейдистов за идеализацию традиционных половых ролей, в частности, за положение о трагичности развивающейся личности при отклонениях в ее формировании от стандартов маскулинности и феминности, Дж. Стоккард и М. Джонсон утверждали, что воспитание девочки, основанное на традиционном понимании женственности, может сделать ее плохой матерью -беспомощной, пассивной и зависимой .
Какие новые аспекты влияют на восприятие гендерных ролей в обществе сравнительно с 2010 годом
В современной социологии считают, что гендер служит одним из способов измерения социальных организаций и институтов, которые определяют наши отношения с другими людьми. В то же время гендерный подход означает и различия по параметрам богатства, власти и привилегиям. В настоящее время больше всего подходит определение английского социолога Энтони Г идденса: «Г ендер - это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер - это в первую очередь социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин».
Об изменении культурных парадигм говорит тот факт, что допускается множественность моделей идентичности, самопрогнозирование жизни и возможность выбора своего пути. Такое восприятие мира формирует определенные стратегии адаптации у мужчин и женщин и, в конечном счете, формирует их гендерную роль.
Гендерная роль - форма поведения, которую данное общество считает приемлемым и нормальным для мужчин и женщин. Иными словами, на гендерные роли влияют моральные ценности, социальные установки и представления. Гендерные роли формируются религией, культурой и экономикой. По мнению Оллпорта, эти институты напрямую влияют на формирование социальных установок и стереотипов.
С точки зрения эволюции, историю человечества можно разделить на два периода: первый, когда дарвиновский естественный отбор обеспечивал приспособление человека к изменяющимся условиям и социальным формам образа жизни, и второй, когда естественный отбор перестал поспевать за резко ускорившимся темпом социальных изменений. По- видимому, второй период наступил примерно 20 тыс. лет тому назад, в результате чего человек как биологическое существо оказался «законсервированным» на стадии, соответствующей условиям жизни первобытного племени. Соответственно, биологически в человеке заложены гендерные роли, отвечающие этим условиям:
мужчина - охотник и воин, мужественный, агрессивный, сильный, склонный к риску, склонный вести за собой, быстрый в принятии решений;
женщина - воспитательница детей, хранительница очага - женственная, сострадающая, заботливая, мягкая.
Вместо медленной биологической эволюции человека стала действовать стремительная социальная эволюция, которая поддерживает доминирование у человека уже как социального существа именно мужских качеств. Поэтому не удивительно, что до сих пор мир жил и продолжает жить по «мужским законам» - по правилам некой соревновательной игры, основными особенностями которой являются: начало и конец, наличие жестких правил, не меняющихся во время игры, в игре есть победители и побежденные.
В настоящее время в мужском мире женщинам, чтобы достичь успеха в сферах, в наибольшей степени определяющих современное развитие общества (политика, бизнес, управление в гражданской и военной сфере), приходится отказываться от своего биологического женского начала и играть по мужским правилам.
Современное общество характеризует смещение гендерных ролей, так как социальные роли и мужчин и женщин существенно изменились, хотя традиционные роли в большей части России еще преобладают. Женщины увеличивают долю своего участия в политике, бизнесе и даже силовых структурах. Количество социальных ролей выполняемых женщиной за ХХ в. увеличилось неоднократно. Мужчины далеко не всегда расширяют свои социальные роли, но перемены коснулись и их. Например, у мужчин существенно расширяется эмоциональное, личностное пространство, которое влечет за собой смягчение идентификационных критериев «настоящего мужчины». «Плачущие мужчины», «мужчины зарабатывающие меньше женщин», «мужчины ухаживающие за детьми» сегодня не вызывают удивления.
Какие изменения в технологиях и медиа влияют на представления о мужчинах и женщинах сегодня
Мужественность и женственность - исторически изменчивые концепты. Культурная репрезентация пола создается при помощи акцентуации тех или иных сторон этих многомерных концептов. При этом важную роль в актуализации тендерных стереотипов играет массовая коммуникация. Каким бы сильным ни было влияние семьи, школы и рынка труда, подготавливающих мужчин и женщин к разным ролям в обществе и воспроизводству, самым эффективным и доступным на сегодняшний день способом формирования общественного мнения является воздействие через средства массовой коммуникации. То, каким образом средства массовой информации преподносят проблемы взаимоотношения полов, социальные роли мужчин и женщин, оказывает огромное влияние на общественный статус женщины и закладывает устойчивые стереотипы поведения у подрастающего поколения. Часто тендерные стереотипы отличаются сексизмом в отношении женщин, то есть дискриминации на основании пола.
Сексизм - это позиция или действия, которые принижают, исключают, недооценивают и стереотипизируют людей по признаку пола. Сексизм - это ориентация, которая ставит в неблагоприятные условия один пол по отношению к другому. Именно поэтому возникает проблема социальной ответственности средств массовой информации, особенно в том, что касается соблюдения прав человека, не зависимо от его пола. К сожалению, отечественные средства массовой информации нередко игнорируют этот аспект в своей деятельности, вольно или невольно злоупотребляя принципом свободы слова, особенно в отношении прав женщины.
Т.А. Клименкова, утверждет, что средства массовой информации являются мощным оружием для поддержания «тендерного прекоса» как основы патриархатного порядка. Тендерный перекос, по мнению автора, выступает фундаментальной нормой, на которую должно опираться все здание патриархатной системы, и именно поэтому эта норма так тщательно замалчивается, а перекос объявляется самой, что ни па есть естественной ситуацией. Вместо обсуждения проблемы асимметрии во взаимоотношениях между полами ведется обсуждение другой проблемы - природной «мужественности». Средства массовой информации в течение длительного времени навязывает обществу искаженный образ женщины тем самым, формируя негативный, ложный стереотип.
Обсуждая данную проблему, И.Д. Фомичева замечает «накопление эмоционально однозначно окрашенных стереотипов приводит во многих случаях к нежелательным социально-психологическим эффектам, к некритическому отношению к действительности (а потому - беззащитному перед чуждыми влияниями), к отчужденности, к отсутствию конкретно-исторического содержания в представлениях о жизни». Поэтому стереотипы женственности и мужественности не просто формируют поведение людей -они часто предписывают людям в зависимости от их пола определенные психологические качества, нормы поведения, род занятий, профессии и многое другое.
Следует отметить, что на Западе проблема освещения статуса женщин в средствах массовой информации достаточно актуальна. Еще в 1978 году Генеральная конференция ЮНЕСКО подготовила Декларацию по средствам массовой информации, в которой официально была признана значимая связь между статусом женщины и ролью средств массовой информации. Эта связь рассматривалась как следствие информационного и экономического дисбаланса существующего в мире. Так в докладе Генерального секретаря ООН отмечается, что «бывшие страны Центральной и Восточной Европы дают пример того, как стереотипное представление о женщине может использоваться в качестве средства политической идеологии, В этих странах создатели женских образов бросились из одной крайности в другую: насаждаемый прежде образ политически грамотной и сознательной производительницы в процессе демократизации сменился образами женщины - модели и женщины - матери. Одновременно резко увеличилось распространение порнографии. Издание порнографической литературы достигло своего апогея в 1991-1993 годах, что по времени совпало с достижением полной свободы печати. Таким образом, женские образы стали выгодным товаром в условиях рыночной экономики».
Какие стереотипы были разрушены, а какие укреплены за последние десять лет относительно гендерных отличий
Американские исследователи выяснили, что гендерные стереотипы настолько же сильны сегодня, как и тридцать лет назад. Люди по-прежнему склонны предписывать определенные личностные черты, социальные роли и модели поведения человеку в зависимости от его пола. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Psychology of Women Quarterly.
Авторы работы сопоставили ответы на одинаковые вопросы 195 студентов колледжа в 1983 году и 191 взрослого в 2014 году. Несмотря на небольшую выборку, авторы видят тенденцию: и в том, и в другом случае участники опросов были уверены в том, что типичный мужчина или женщина имеет ряд гендерных особенностей.
В частности, респонденты считают, что пол влияет на черты личности, например, такие, как доброта и склонность к конкуренции, и на физические особенности, например, характеристики голоса. Кроме того, принадлежность к мужскому или женскому полу задает определенную социальную роль и склонность к тем или иным видам профессиональной деятельности.
Единственное, что подверглось небольшим изменениям за 30 лет, это представление о ролях в сфере финансов. В отличие от 1983-го, в 2014-м респонденты считают, что женщины, как и мужчины, решают различные финансовые вопросы, принимают решения в этой сфере. А вот что касается социальных ролей, стереотипы даже несколько укрепились — в 2014-м мужчины еще менее ассоциируются с такими традиционными женскими функциями, как уход за детьми и уборка в доме.
Исследователи отмечают, что в 2014 году мужчины и женщины были более солидарны в своих ответах, то есть эти стереотипы присутствуют у представителей обоих полов практически в равной мере.
«С начала 1980-х годов, безусловно, произошли значительные изменения в деятельности и представленности женщин и мужчин в обществе, однако они, видимо, оказались недостаточными, чтобы кардинально изменить гендерные представления», — комментируют полученные результаты авторы исследования в пресс-релизе.
Как изменились нормы поведения и ожидания к мужчинам и женщинам в сравнении с 2010 годом
Феминизм как политическое и социальное движение объединяет в себе различные течения. Представители разных его течений имеют хоть и пересекающиеся, но разные цели и мнения о методах их достижения. Также нет единой точки отсчёта существования феминизма.
Некоторые исследователи считают, что женщины боролись за свои права ещё в античности, и называют это явление протофеминизмом . Например, уже в древнем Риме женщины устраивали протесты из-за дискриминирующих законов.
Подробнее о том, как во все времена женщины пытались добиться равных прав и возможностей
7 женщин, которые выступали за равноправие до феминизма
Сейчас в истории феминизма принято выделять несколько волн.
«Первая волна» — период, который длился примерно с 1850 года по 1940 год. Тогда женщины прежде всего стремились к равенству с мужчинами перед законом. Они добивались права получать высшее образование и наниматься на оплачиваемую работу. Затем стали требовать политические права, в первую очередь возможность голосовать на выборах, и добились определённых успехов . В 1893 году Новая Зеландия стала первым государством, предоставившим женщинам право голоса, за ней последовали Австралия и Финляндия. И дальше это стало распространяться по всему миру.
С начала 1960-х годов выделяют «вторую волну» , когда женщины боролись с неравной оплатой труда, отсутствием инфраструктуры для поддержки работающих женщин и сохраняющимся неравенством перед законом. Также женщин волновали вопросы сексуальности и сексуальной свободы.
«Третья волна» феминизма возникла в середине 1990-х годов благодаря большей экономической и профессиональной власти, которой достигли женщины «второй волны». Феминистки третьей волны стали работать с медийным пространством и смыслами, которые там транслировали. Они стремились изменить идеи о женственности, гендере, красоте, сексуальности, женственности и мужественности. Активно стал обсуждаться вопрос конструирования гендерной идентичности.
Некоторые исследователи считают, что с начала 2010-х годов выделяется «четвертая волна» . Важную роль в деятельности феминисток стал играть интернет и социальные сети. Важной проблемой стала культура насилия и домогательства. Ярким явлением этого периода можно назвать компанию #MeToo.
Несмотря на то, что женщины во многих странах сегодня имеют право голосовать, учиться и строить карьеру, не во всём мире их права и возможности равны. Женщины все ещё составляют две трети (около 775 миллионов) неграмотного населения. Также в зарплатах мужчин и женщин даже в развитых странах существует разница. И есть множество других нерешённых проблем, которые не позволяют говорить о победе феминизма.
Какова роль феминизма и маскулинизма в обсуждении отличий между мужчинами и женщинами в наше время
Образ мужчины в современных российских печатных СМИ является сложным и многогранным. Он может быть представлен в различных ролях и контекстах, отражая разнообразные аспекты мужской идентичности.
В печатных СМИ мужчина часто представляется как сильный, успешный и авторитетный. Он может быть изображен в роли лидера, бизнесмена, политика или спортсмена. Такой образ мужчины подчеркивает его власть, влияние и способность достигать успеха в различных сферах жизни.
Однако, помимо этого, в современных российских печатных СМИ также присутствуют и другие образы мужчины. Например, мужчина может быть изображен в роли заботливого отца, верного друга или романтичного партнера. Эти образы подчеркивают эмоциональную и социальную стороны мужчины, а также его способность к любви, заботе и поддержке.
Кроме того, в современных российских печатных СМИ также можно наблюдать изменение стереотипов о мужчинах. Вместо традиционных представлений о мужской силе и мужестве, появляются образы мужчин, которые проявляют эмоциональную уязвимость, сомнения и слабости. Это свидетельствует о том, что общество начинает признавать и ценить разнообразие мужской идентичности и эмоциональную глубину.
Однако, несмотря на эти изменения, в современных российских печатных СМИ все еще существуют стереотипы о мужчинах, которые могут быть вредными и ограничивающими. Например, мужчина может быть изображен как агрессивный, безразличный или пренебрежительный. Такие образы могут поддерживать негативные представления о мужчинах и способствовать установлению нереалистических ожиданий и стандартов для мужчин в обществе.
В целом, образ мужчины в современных российских печатных СМИ является результатом социокультурных и исторических факторов, а также отражает изменения в общественных представлениях о мужской идентичности. Он может быть разнообразным и противоречивым, отражая различные аспекты мужской роли и поведения.
Какие вызовы и проблемы стоят перед современными мужчинами и женщинами, связанные с их гендерными различиями
В XXI веке существенно повысился интерес к социокультурному осмыслению человеческого пола. Многие аспекты психологии пола, половых различий, полоролевых стереотипов, установок, поведенческих стратегий и т.д. воплощены в рамках гендерной психологии. В этой связи следует отметить два противоречивых момента. С одной стороны, любое изучение новой и актуальной проблематики заслуживает позитивной оценки независимо от того, в какой области она изучается и создает прорывный потенциал. С другой же стороны, неадекватная трактовка, гиперболизация, ограниченность содержательной части предмета и размытость целей исследования могут в немалой степени препятствовать развитию новой отраслевой науки. Указанные методологические моменты характерны и для гендерной психологии. Прежде всего, это касается расхождения в трактовке предмета гендерной психологии и содержания гендерного подхода и гендерной теории как базовых основ создающейся прикладной науки.
Так, по определению И.С. Клециной и Т.В. Бендас предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, связанные с полом. Конкретизация этого положения содержится в разных разделах этой области психологии. Среди них можно выделить шесть больших разделов: 1) психология сравнения мужчин и женщин; 2) психология женщины 3) психология мужчины; 4) гендерная социализация; 5) психология гендерных отношений; 6) гендерная психология лидерства. Основой же гендерной теории и гендерного подхода, составляющих методологический базис гендерной психологии, является не столько психология, сколько парадигма социального конструирования гендера, в которой и пол и гендер — социально достигаемые статусы. Так же как раса, этничность и социальный класс, гендерные категории институционализированы культурой и социумом. Жизнь каждого индивида с самого рождения формируется социокультурными нормами и правилами.
Разделение социального мира мужчин и женщин, по утверждению Д. Лорбер и С. Фаррел, укоренено настолько глубоко, что с момента рождения, когда пол ребенка опознан, родители, врачи, акушерки и все окружающие новорожденного «создают гендер», реализуя принцип половой дифференциации. В действительности же между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами больше сходства, чем различий, но в этой сфере общество закладывает табу на подобие.
Это положение увязывается с данными Р. Пломппа и Т. Фокса, показывающими, что фактор пола обусловливает не более чем 5 % от общей дисперсии показателей интеллекта, и только 1 %, прежде всего, — в параметрах вербальных способностей. Поэтому конструирование гендера как полярной дихотомии требует подавления естественного сходства для социальных целей социальными средствами. Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требуют социальной власти, центральной в гендерной теории оказывается проблема доминирования.
Исходя из этих и других оснований, фундаментальным положением гендерной теории является представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания. Эти считающиеся «естественными» различия конструируются в обществе под воздействием социальных институтов, репрезентирующих традиционные представления о ролях мужчин и женщин в обществе, о «маскулинности» и «феминнинности» как базовых категориях гендерных исследований. Таким образом, по мнению И.С. Клециной, термины «гендер», «гендерный» зачастую необоснованно используются для современного обозначения таких традиционных понятий отечественной психологии, как «психология половых различий» и «психология пола».
По мнению ряда исследователей (И.С. Клецина, 2004, И. С. Кон, 2009 и др.), главным в гендерной психологии является не обнаружение различий между психологическими характеристиками мужчин и женщин, не обоснование целесообразности взаимодополнения мужских и женских социальных ролей, не утверждение идей о традиционных эталонах мужественности и женственности для формирования «правильной» половой идентичности, а социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения и принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, — это, по мнению автора, позволяет реконструировать, переосмыслить Я-образы и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации отношений.