Как использовать шкалу субъективного счастья С. Любомирски для повышения уровня благополучия

Как использовать шкалу субъективного счастья С. Любомирски для повышения уровня благополучия

Шкала использовалась в ряде исследований межкафедральной исследовательской группы по изучению личностного потенциала факультета психологии МГУ. Общий объём всех выборок, в которых применялась эта шкала, составил более 1500 человек, в числе которых студенты ВУЗов различных специальностей (N=877), учащиеся старших классов школ, абитуриенты ВУЗов, а также взрослые добровольцы (N=50), представляющие разные регионы страны.

Внутренняя согласованность (альфа-коэффициент Кронбаха) 5-пунктовой ШУДЖ варьирует на различных выборках от 0.71 до 0.80 и на объединённой выборке (N=984) составляет 0.75. Показатель ретестовой надёжности шкалы (коэффициент Пирсона), полученный на группе студентов (N=44) с интервалом 2 месяца, составил 0.7 (p

Распределение показателей по шкале близко к нормальному, однако обладает правосторонней асимметрией. Корреляции с общим показателем опросника социальной желательности BIDR (адаптация Е.Н. Осина, надёжность 0.88) на выборке студентов 4-5 курсов различных специальностей ВУЗов 3-х регионов (N=289, анонимное предъявление) оказались невысокими (r = 0.28; p

Шкала субъективного счастья достаточно хорошо коррелирует со шкалой субъективного счастья Любомирски : их коэффициент корреляции составляет от 0.54 до 0.76 на различных выборках (p

В число методик, использованных для оценки конвергентной валидности шкал, вошли:

  • Шкала депрессии как состояния Спилбергера в адаптации А.Б. Леоновой и Ю. Карповой
  • Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева
  • Шкала субъективной витальности как диспозиции Р. Райана и К. Фредерик
  • Шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко
  • Тест жизнестойкости (Леонтьев, Рассказова, 2006)
  • Шкала общей самоэффективности (Шварцер, Ерусалем, Ромек, 1996)
  • Опосник самоуважения Розенберга
  • Шкала личностного динамизма (Сапронов, Леонтьев, 2007),
  • Тест диспозиционального оптимизма Ч. Карвера и М.Шейера,
  • Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой и О.В. Митиной (2007).

Во всех этих случаях были получены теоретически прогнозируемые значимые корреляции.

Связанные вопросы и ответы:

1. Какие основные элементы входят в состав шкалы субъективного счастья С. Любомирски

В состав шкалы субъективного счастья С. Любомирски входят такие элементы, как наличие положительных эмоций, уровень удовлетворения жизнью, ощущение смысла и цели в жизни, а также уровень общей жизненной удовлетворенности.

2. Чем отличается шкала субъективного счастья С. Любомирски от других шкал измерения уровня счастья

Основное отличие шкалы субъективного счастья С. Любомирски заключается в том, что она учитывает не только эмоциональный аспект счастья, но и психологические состояния, такие как удовлетворенность жизнью, наличие целей и смысла в жизни.

3. Какова цель использования шкалы субъективного счастья С. Любомирски

Основная цель использования шкалы субъективного счастья С. Любомирски заключается в оценке уровня общего субъективного благополучия у человека, а также в выявлении факторов, влияющих на его счастье и удовлетворенность жизнью.

4. Какие преимущества имеет использование шкалы субъективного счастья С. Любомирски

Одним из основных преимуществ использования шкалы субъективного счастья С. Любомирски является возможность оценить не только общее эмоциональное состояние человека, но и его уровень удовлетворенности жизнью, что позволяет получить более полное представление о его благополучии.

5. Как часто рекомендуется использовать шкалу субъективного счастья С. Любомирски для оценки уровня счастья

Для наиболее точной и объективной оценки уровня счастья рекомендуется использовать шкалу субъективного счастья С. Любомирски не реже одного раза в месяц, чтобы отслеживать изменения в уровне счастья и общей удовлетворенности жизнью.

6. Какие изменения в поведении и мышлении могут привести к увеличению показателей счастья по шкале С. Любомирски

Для увеличения показателей счастья по шкале С. Любомирски рекомендуется уделять больше внимания позитивным эмоциям, практиковать благодарность, заниматься саморазвитием, устанавливать и достигать целей, а также поддерживать близкие отношения с окружающими людьми.

Что представляет собой шкала субъективного счастья С. Любомирски

Шкала использовалась в ряде исследований межкафедральной исследовательской группы по изучению личностного потенциала факультета психологии МГУ. Общий объём всех выборок, в которых применялась эта шкала, составил более 1500 человек, в числе которых студенты ВУЗов различных специальностей (N=877), учащиеся старших классов школ, абитуриенты ВУЗов, а также взрослые добровольцы (N=50), представляющие разные регионы страны.

Корреляции с общим показателем опросника социальной желательности BIDR (адаптация Е.Н. Осина, надёжность 0.88) на выборке студентов 4-5 курсов различных специальностей ВУЗов 3-х регионов (N=289,анонимное предъявление) оказались невысокими (r = 0.21; p

Шкала субъективного счастья достаточно хорошо коррелирует со шкалой удовлетворённости жизнью Динера : их коэффициент корреляции составляет от 0.54 до 0.76 на различных выборках (p

В число методик, использованных для оценки конвергентной валидности шкал, вошли:

  • Шкала депрессии как состояния Спилбергера в адаптации А.Б. Леоновой и Ю. Карповой
  • Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева
  • Шкала субъективной витальности как диспозиции Р. Райана и К. Фредерик
  • Шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко
  • Тест жизнестойкости (Леонтьев, Рассказова, 2006)
  • Шкала общей самоэффективности (Шварцер, Ерусалем, Ромек, 1996)
  • Опосник самоуважения Розенберга
  • Шкала личностного динамизма (Сапронов, Леонтьев, 2007),
  • Тест диспозиционального оптимизма Ч. Карвера и М.Шейера,
  • Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой и О.В. Митиной (2007).

Во всех этих случаях были получены теоретически прогнозируемые значимые корреляции.

Подобное исследование, проведённое в МГГУ им. М.А.Шолохова, дало практически те же результаты, за ислючением того, что распредление результатов ни по каждому вопросу, ни по шкале в целом не было ни симметричным, ни нормальным. Авторы обнаружили достоверную отрицательную корреляцию результата шкалы и уровнем депрессии по тесту Бека (R=-0,33; p

В обоих исследованиях было обращено внимание на низкую согласованной пункта №4 с остальными пунктами шкалы, в связи с чем он нуждается в удалении или замене.

Какие основные показатели оцениваются с помощью этой шкалы

Органолептические показатели продуктов относятся к неизмеримым, значения которых нельзя выразить в физических размерных шкалах. Характеристику вкуса, запаха, консистенции и других сенсорных признаков приводят в качественных описаниях. Чтобы перевести качество в количество, при экспертной оценке используют безразмерные шкалы: обычно в баллах, реже в долях единицы или процентах.

Балловая шкала представляет собой упорядоченную совокупность чисел и качественных характеристик, которые приводятся в соответствие с оцениваемыми объектами согласно определяемому признаку.

Балловая шкала служит для назначения объектам количественной оценки, которая является мерой выражения качественного уровня признака. Шкала характеризуется диапазоном, или балльностью, под которой понимают количество уровней качества, включенных в шкалу, иными словами, количество оценочных точек не всегда совпадает с числом баллов, так как баллы могут делиться на доли (1,1-1,5-1,7 балла и т. д.) или при оценке могут использоваться не все баллы (5, 10, 15, 20-50 баллов и т. д.). Например, шкала с наибольшей оценкой пять баллов с градацией через 0,5 балла имеет такой же диапазон, как шкала с высшей оценкой 10 баллов и градацией через 1 балл и аналогично шкала с максимальной оценкой 100 баллов и градацией через 10 баллов. Если в этих балловых шкалах не используется 0, то все они имеют одинаковый диапазон с 10 уровнями качества.

При разработке балловых шкал градацию шкалы определяют в зависимости от характера поставленной задачи, качества экспертов, необходимой точности результатов и возможности словесного описания характеристики качественных уровней.

Для экспертной оценки качества продукции рекомендуется использовать шкалы с нечетным числом уровней качества, чаще применяют балловые шкалы, имеющие три, пять, семь, девять градаций качества, которые могут совпадать или не совпадать с количеством баллов, как это показано в таблице.

Каково значение изучения субъективного счастья в психологии

Континуум счастья

Человеческое счастье, как рост, температура или коэффициент интеллекта, находится в рамках определенного континуума, от очень низких значений до очень высоких. Шэннон находится в нижней точке континуума счастья, Рэнди и Анжела – в верхней. Все мы занимаем на этой шкале какое-то место, и важно знать, какое именно. Независимо от того, находитесь вы в глубокой депрессии или просто не настолько счастливы, как вам бы хотелось, прежде, чем приступать к повышению уровня счастья, нужно определить свой текущий уровень. Это будет первая оценка вашего базового уровня счастья.

От древнегреческого философа Аристотеля до отца психоанализа Зигмунда Фрейда и карикатуриста Чарльза Шульца писатели и мыслители предлагали самые разные определения счастья. Аристотель писал, что счастье – «это выражение души в продуманных действиях», Фрейд отмечал, что это – lieben und arbeiten  – любовь и работа, а Шульц выдал знаменитую цитату: «Счастье – это теплый щенок». Каждый из нас хорошо знает, что значит быть счастливым – и счастлив ли он.

Перефразируя покойного судью Верховного суда США Поттера Стюарта, счастье похоже на порнографию: мы не можем определить, что это такое, но сразу узнаем, когда видим.

Термином  «счастье»  я называю переживание радости, удовлетворения или благополучия в сочетании с ощущением, что жизнь хороша, в ней есть смысл и она стоит того, чтобы жить. Большинство из нас не нуждается ни в каких определениях счастья, потому что мы интуитивно знаем, счастливы мы или нет. Ученые-исследователи предпочитают термин «субъективное психологическое благополучие» (или просто «благополучие»), потому что он кажется более научным и не несет излишней исторической, литературной и философской нагрузки2. В этой книге термины «счастье» и «благополучие» являются синонимами3.

Как же мы измеряем степень своего субъективного счастья – или несчастья? «Термометра счастья» не существует, поэтому исследователи обычно полагаются на самоотчеты испытуемых. Во многих своих исследованиях я использовала простую шкалу из четырех пунктов, которую разработала сама. Я назвала ее «Субъективной шкалой счастья»4. Это название отражает ее смысл, поскольку счастье всегда субъективно, и его можно определить только с точки зрения самого человека. Никто, кроме нас, не знает и не может сказать, насколько мы на самом деле счастливы. Дайте ответы на четыре вопроса, приведенные на следующей странице, и определите свой текущий уровень счастья. Его нужно знать до того, как вы сможете оценить свой базовый уровень счастья. (Позже мы поговорим о нем подробнее.)

Субъективная шкала счастья

Как вы заметили, самый высокий балл счастья – 7 (если вы поставили себе «7» по всем четырем вопросам), а самый низкий – 1 (если вы поставили себе «1» по всем четырем вопросам). Я сама, а также другие исследователи проводили этот тест в группах самых разных людей. Средние показатели составляют примерно от 4,5 до 5,5, в зависимости от группы. Студенты колледжей показывают более низкие баллы (в среднем, немного ниже 5), чем работающие взрослые и пенсионеры (около 5,6)5.

Итак, вы определили свой текущий уровень ощущения счастья. Если вы уже окончили колледж и ваш уровень счастья ниже 5,6, то вы менее счастливы, чем средний человек. Иначе говоря, больше 50 % людей вашей возрастной группы оценивают свой уровень счастья выше, чем вы. Если ваш результат больше 5,6, то вы более счастливы, чем средний человек. Конечно, понятие «средний человек» зависит от вашего пола, возраста, профессии, этнической принадлежности и т. д. Но важно помнить, что независимо от того, каковы наши результаты, мы всегда можем стать счастливее.

Может быть, вы в депрессии?

Некоторые из нас, вероятно, не просто немного недовольны жизнью, но находятся в клинической депрессии или близки к ней. Если ваш результат – 4 балла или ниже или если в течение нескольких недель вы чувствуете себя подавленным, я прошу вас заполнить шкалу депрессии. (Если вы не хотите этого делать, этот раздел можно пропустить.) Самооценка по шкале депрессии занимает меньше десяти минут, и эти минуты могут оказаться очень и очень важными.

Ниже приведен стандартный и довольно популярный тест для диагностики депрессии. Он называется «Шкала депрессии Центра эпидемиологических исследований» (Center for Epidemiologic Studies Depression Scale, или CES-D)6. Существует множество инструментов для выявления депрессии, но этот тест рекомендуют для оценки своего состояния здоровым людям, то есть тем, кто не имеет психиатрического диагноза7. Следуйте инструкциям и определите свой уровень депрессии.

Как Шкала субъективного счастья С. Любомирски может помочь людям повысить свой уровень благополучия

Прежде всего, хочу поблагодарить пользователя @AlexbyAlex за рекомендацию невероятно интересной книги Сони Любомирски "Психология счастья - новый подход". И мы все ждем от него серию постов на тему счастья! Я не психолог, но социолог. Поэтому сразу заметил социально-технологический аспект книги. О котором и хотел бы поразмышлять. Итак, по мнению самой Сони Любомирски, главная суть ее исследований - в 40%. См. рис. ниже.

Она с коллективом психологов провела огромнейшую работу, и выяснила, что счастье на 50% задается рождением/детством. И лишь на 10% внешними обстоятельствами. Самые хитрые из нас научились влиять на свое счастье намеренными действиями, но таких сейчас единицы, даже не все профессора психологии идут на это. Отсюда очень интересное социологическое следствие - поскольку в современном мире (например, в России), основные потребности людей удовлетворены (еда, тепло, одежда, безопасность), а разброс базового уровня счастья величина вообще неизменная, то несчастные люди не могут больше повышать уровень своего счастья за счет изменения внешних обстоятельств.

Поясню - когда человек реально недоедает, то, получив возможность есть досыта, он понимает это на уровне работы желудка и примативных механизмов. И его уровень счастья увеличивается. Тогда как "нищенствующий" офисный планктон, который страдает из-за невозможности купить айфон, при покупке этого айфона, все также продолжает страдать. Поскольку это айфон ему нахрен не нужен был. А нужно было как-то оправдать свое несчастье. И если до покупки айфона он "страдал" от его отсутствия, до после покупки он просто будет страдать от чего-то еще. Например, от отсутствия нового джипа или особняка с прислугой.

Это как известные в психологии эксперименты, когда вживляли электроды в мозг. Например, в то место, которое отвечает за поворот головы. И подавали ток. А у испытуемого спрашивали, зачем он повернул голову. И испытуемый всегда аргументировал свой поворот "разумно". Хотя там речь шла всего лишь о подаче тока в мозг.

И встает социологический вопрос - что делать с теми людьми, у которых базовый уровень счастья низок, но в то же время они агрессивны и деятельны ? Никаким "задабриванием" вопрос не решить. Им будет все время мало и мало. Как той старухе в поэме А.С. Пушкина про золотую рыбку. К примеру, довольно большое число граждан России всерьез считают, что невозможность купить новый джип Honda-CRV от 40000$ есть доказательство массовой нищеты россиян (см. Мы нищаем, но никак не хотим признавать? ).

В США пошли простым путем - они продают открыто оружие, и провоцируют таких людей к его применению. Чтобы потом их убить или посадить в тюрьму. А Вы не знали, что в США больше всего в мире заключенных? Но это негуманно! А как было бы гуманно?

Наверное, стоило бы сделать специальный обучающий курс по результатам исследования Сони Любомирски, и включить его в школьную и ВУЗовскую программу. Чтоб все подобные типы сразу могли понять, что у них базовый уровень счастья низкий. И что без технологии его повышения, они обречены на страдания, независимо от того, какой у них айфон.

Для практики можно было бы предложить самую простую, но крайне действенную технологию - каждый день в течении как минимум 10 минут записывать детально в свой дневник 3 хорошие ситуации, которые произошли с ними за вчерашний день. Даже если весь класс начнет одновременно это делать, эффект будет просто потрясающим!

Какие факторы оказывают наибольшее влияние на уровень счастья, согласно исследованиям С. Любомирски

Мы оснастим вас несколькими простыми, но эффективными методами для расстановки приоритетов. Они помогут принимать правильные ежедневные решения и станут интересными мысленными упражнениями .

Метод первый: через год

Допустим, у вас есть три возможных пути развития событий в жизни, пойти вы можете только по одному. Как можно принять правильное решение?

При столкновении с трудным выбором, представьте свою жизнь через 12 месяцев. Вы на год старше, достигли некоторых своих целей и оглядываетесь на сегодняшний день. Отстранитесь от настоящего со всеми его заботами и проблемами. Что вы делали? Что пошло не так, а что получилось? Какая деятельность помогла быстрее реализовать самые важные цели?

Простой пошаговый процесс этого метода:

  • Представьте себя и свою жизнь через год.
  • Думайте о том, как вы достигли всех своих целей.
  • Создайте список дел, которые приведут к этому.

Представляя себя через год (пять, десять лет), можно взглянуть на свою жизнь с совершенно другой стороны. Вы, скорее всего, поймете, что работает, а что нет. Используя эту информацию, можно изменять свои приоритеты и выбирать более эффективные варианты.

Метод второй: обратное мышление

Обычно при расстановке приоритетов вы сталкиваетесь со списком дел и пытаетесь выяснить, что из этого более важно. Но не с методом «Обратное мышление».

Нужно начать с задачи, которую вы считаете своим главным приоритетом. Например, завершить проект до конца дня. Таким образом, приоритет №1 — завершить проект. Чтобы убедиться, что эта задача действительно самая важная, начните сравнивать ее с другими, которые входят в главный список.

Предположим, приоритет №2: просмотреть все показатели бизнеса и при необходимости настроить расписание.

Думая о долгосрочных вознаграждениях и влиянии каждого вида деятельности, сравните их возможные результаты и убедитесь, что приоритет №1 действительно важнее №2. Например, работа всей компании и ваша премия зависит от того, завершите ли вы проект. Таким образом, выяснив, что менее важно для вас, можно определить и то, что более важно.

Метод третий: сбалансированная система показателей

Этот метод (Balanced Scorecard) упоминается в 4000 книгах, представленных на сайте Amazon. Это, как минимум, указывает на то, что он достоин внимания.

Самое большое преимущество этого метода заключается в его способности определять действия и цели, которые приносят наибольшую ценность в нескольких областях . Если вы не знаете, какая задача представляет самую существенную пользу на нескольких уровнях, достаньте ручку и бумагу и запишите следующее. Но прежде подумайте о своих целях и ожидаемых результатах. Установите реалистичные ожидания в соответствии со своим набором навыков и количеством доступного времени.

Шаг первый: укажите свои цели.

Выясните, что действительно важно для успеха. Составьте список целей и ожидаемых результатов, которых вы хотели бы достичь к концу дня, недели или месяца.

К примеру, в качестве менеджера проекта вы можете быть заинтересованы в следующих целях: завершить проекты А и Б, увеличить продуктивность, увеличить ежемесячный доход.

Шаг второй: обрисуйте все свои задачи.

Чтобы найти задачи с наивысшей пользой, сначала необходимо определить все свои приоритеты. Создайте таблицу с целями и задачами, которые подпадают под каждую деятельность.

Цель: завершить проект А. Деятельность: встретиться с командой, создать план действий для нее, отслеживать результаты их работы.

Цель: увеличить продуктивность. Деятельность: улучшить свое расписание, встретиться с командой и ознакомить их с ним, убрать ненужные задачи или отдать на аутсорсинг наименее важные, проанализировать, какие дела занимают больше всего времени.

Шаг третий: создайте сбалансированную систему показателей для приоритетов.

Если у вас четыре главные задачи, нарисуйте четыре пересекающихся круга и напишите название своих целей в каждом. Затем оцените, какие действия приводят к дублированию пользы, то есть помогают достичь нескольких целей одновременно.

Например, встреча с клиентом может привести к ускоренному процессу работы над проектом и увеличению ежемесячного дохода. Анализ работы вашей команды приводит к повышению производительности и более быстрому завершению проектов.

«Двух зайцев одним выстрелом» — это выражение как нельзя лучше подходит этому методу. Применяйте его во всех сферах своей жизни и вы увидите, что одна задача может влиять на несколько из них. Чем более вдумчиво вы будете анализировать, тем более точно станете расставлять приоритеты.

Может ли изменение расстановки приоритетов помочь человеку стать счастливее

Люди могут напоминать других существ в их стремлении к счастью, но поиск смысла жизни является тем, что делает нас человеком.

— Рой Баумейстер .

Стремление к счастью и смыслу – два центральных мотива в жизни каждого. Множество исследований (1) в области позитивной психологии показывают, что счастье и смысл, на самом деле, являются основными составляющими хорошего самочувствия. Эти два понятия сильно коррелируют (2) и часто подпитывают друг друга. Чем больше смысла мы находим в жизни, тем счастливее мы чувствуем себя, и чем больше мы испытываем счастья, тем более мы воодушевляемся на поиск новых смыслов и целей.

Но не всегда.

Возросшее количество исследований по этой теме показывает (3), что между стремлением к счастью и поиском смысла жизни могут быть как компромиссы, так и разногласия. Вспомнить хотя бы «парадокс родительства»: молодые люди часто сообщают, что были бы счастливы иметь детей, но родители, которые живут с детьми, как правило, дают очень низкую оценку своей удовлетворенности и ощущения счастья. Создается впечатление, что воспитание детей может негативно сказаться на счастье, но увеличить смысл. Или посмотрим на революционеров, которые на протяжении нескольких лет могут терпеть жестокость и насилие ради великой цели, что в конечном счёте приводит их к большему удовлетворению и ощущению смысла своей жизни и жизни других.

В своей восхитительной книге «Смыслы жизни» (« Meanings of Life» ) Рой Баумейстер использует подобные примеры, чтобы доказать: люди стремятся не только к счастью, но и к обретению смысла жизни. Об этом же говорил выдающийся австрийский психиатр Виктор Франкл, когда описывал свой трагический опыт жизни в концлагере во время Холокоста, и утверждал, что людям свойственна «воля к смыслу.

По этому поводу можно также посмотреть публичную лекцию доктора философских наук Наталии Кузнецовой о теориях счастья — от Аристипа и Эпикура до Канта и Шопенгауэра.

В последние годы ряд экспериментов подтверждает эти тонкие различия между счастьем и смыслом. В рамках одного из исследований (4) Баумейстер и его коллеги обнаружили, что такие факторы, как ощущение связи с другими, ощущение продуктивности, нахождения не в одиночестве и отсутствие скуки способствовали появлению как ощущения счастья, так и смысла происходящего. Тем не менее, ученые также нашли некоторые важные различия в нашем отношении к этим сторонам человеческого бытия:

  • Определение своей жизни как лёгкой или трудной было связано с ощущением счастья, а не смысла;
  • Здоровое состояние чаще связывают со счастьем, а не со смыслом;
  • Хорошее настроение также вызывало счастливые переживания, а не ощущение смысла;
  • Нехватка денег больше влияла на ощущение счастья, чем на ощущение смысла;
  • Люди, чья жизнь была наполнена смыслом, соглашались, что «отношения дороже достижений»;
  • Помощь нуждающимся людям была связана с вопросом смысла жизни, не счастья;
  • Глубокие размышления крепко связаны с осмысленностью, а не со счастьем;
  • Счастье было больше связано с позицией получателя, а не дарителя, в то время как осмысленность больше коррелировала с позицией дающего, а не получающего;
  • Чем больше люди ощущали, что их деятельность была совместима с важными для них темами и их ценностями, тем больший смысл они вкладывали в свою активность;
  • Видение себя мудрым, творческим и даже тревожным было связано с вопросами смысла и не имело никакого отношения к счастью (в некоторых случаях даже показывало отрицательную связь).

В чем заключается разница между счастьем, получаемым из внешних и внутренних источников

По результатам исследования, опубликованным в американском журнале Inc в ноябре 2022 года, были сделаны 2 вывода:

  1. На ощущение счастья человеком влияет генетический фактор. «…Некоторым из нас повезло с генетикой. Мы предрасположены к тому, чтобы быть счастливее. Наша темпераментная «настройка» делает нас менее тревожными, более эмоционально стабильными и дружелюбными». И это действительно так. Одни и те же события заставят одного человека испытать сильные эмоции, но не сломиться и пойти дальше, а другой в тех же условиях получит психическое расстройство или соматическое заболевание, которое еще больше осложнит его жизнь и, конечно, снизит ее качество.
  2. Важны стартовые условия жизни, которые определяются исключительно волей случая. Человек рождается в определенной семье с более или менее высоким уровнем жизни, в определенный исторический период — по чистой случайности. Однако это во многом определяет его будущую жизнь: сможет ли он получить хорошее образование, оказаться в определенных кругах, воспользоваться «социальным лифтом».

Межличностные отношения, по мнению ученых, не менее важны для качества нашей жизни. И, в отличие от заранее предопределенных генетикой и условиями рождения факторов, они зависят только от нас.

«Личная связь создает умственную и эмоциональную стимуляцию, — говорит руководитель проекта доктор Роберт Уолдингер. — Эти две вещи автоматически улучшают настроение, в то время как изоляция портит его».

Мы социальные существа, и хотя наши реакции на стресс, способность к общению, уровень тревоги и многое другое определяется генетикой, тем не менее, мы можем создавать социальные связи, поддерживать их и быть счастливее. Это то, что мы можем делать в своей жизни, чтобы чувствовать себя лучше.

Когда оставшимся участникам было по 80 лет, ученые решили проверить, что помогло им прожить достаточно долго, и проверить гипотезу, правда ли уровень холестерина значительно влияет на продолжительность жизни. Они подняли все данные участников за тот период времени, когда им было по 50 лет, и выяснили, что от холестерина продолжительность жизни не зависит. Дольше прожили и в целом были здоровее и счастливее те, у кого сложились хорошие, теплые отношения в семье. А люди, у которых были проблемы со здоровьем и при этом плохие отношения с близкими, в момент обострения болезни гораздо сильнее страдали и от душевной боли.

В конечном итоге, исследование показало, что люди, которые создавали крепкие и удовлетворяющие их социальные связи, жили дольше, лучше сопротивлялись сложным жизненным ситуациям, меньше были подвержены возрастным изменениям и в целом были здоровее и счастливее.

Притом создании семьи оказалось далеко не главным фактором: те семьи, в которых были холодные, конфликтные отношения, отсутствовала поддержка, скорее вызывали больший стресс и не позволяли стать счастливее. Они влияли на жизнь людей гораздо хуже, чем мог бы повлиять развод. Однако в семьях, где присутствовали поддержка, принятие и тепло, даже при наличии частых конфликтов люди чувствовали себя более довольными жизнью.

Также очень важным оказалось создание второстепенных социальных связей, так называемых приятельских отношений — когда люди приятно проводили свободное время с коллегами, соседями, выходя за рамки формальных отношений.

Дети, выросшие в семьях, где их достаточно поддерживали, в дальнейшем лучше справлялись с жизненными вызовами и даже с болезнями в более старшем возрасте.

Таким образом, оказалось, что лучшие в мире вещи не зависят напрямую от финансового состояния: это любовь, душевное тепло и хорошие отношения с людьми. Руководитель эксперимента, психиатр Джордж Вайант сформулировал следующим образом. Существуют два основных элемента счастья: «Один из них — это любовь, а другой — нахождение пути справляться с жизненными событиями, при котором вы не отталкиваете любовь». А самой разрушительной в жизни вещью ученые назвали одиночество.

Ну а что же деньги и успех, о важности которых мы так часто слышим от «учителей жизни», различных бизнес-тренеров и коучей? Безусловно, деньги тоже важны. Без них не состоялся бы этот по-настоящему грандиозный эксперимент, в результате которого выяснились, казалось бы, простые и всем известные вещи: нужно любить самому и позволять любить себя другим.