Тайны личности: как психология помогает нам понять себя
- Тайны личности: как психология помогает нам понять себя
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое личность с психологической точки зрения
- Какие основные теории описывают формирование личности
- Какие факторы влияют на формирование характера человека
- Чем отличается личность от характера
- Какие методы используются для изучения личности
- Какие исследования показывают, как личность влияет на жизненные успехи
- В чем различия между интровертами и экстравертами с точки зрения личности
Тайны личности: как психология помогает нам понять себя
Психология человека – это наука, изучающая сложную и многогранную природу человеческой психики, поведения, мышления и эмоций. Эта дисциплина стремится понять, как люди воспринимают и взаимодействуют с окружающим миром, как формируются и развиваются их личные черты, и почему они проявляют те или иные реакции в различных ситуациях.
Суть психологии человека заключается в следующих ключевых аспектах:
Психология человека – это наука, изучающая сложную и многогранную природу человеческой психики, поведения, мышления и эмоций. Эта дисциплина стремится понять, как люди воспринимают и взаимодействуют с окружающим миром, как формируются и развиваются их личные черты, и почему они проявляют те или иные реакции в различных ситуациях.Суть психологии человека
Суть психологии человека заключается в следующих ключевых аспектах:- Психологические процессы: процессы, которые происходят в мозге, такие как мысли, эмоции, мотивация, поведение и другие.
- Личность: изучение индивидуальных особенностей человека, его характера, убеждений, ценностей и предпочтений.
- Социальные взаимодействия: изучение взаимодействия людей в группах, семьях, обществе, и влияние этих взаимодействий на поведение и эмоции.
- Психологические нарушения: изучение различных психических расстройств, таких как депрессия, тревожный синдром, шизофрения и другие, и разработка методов лечения и профилактики.
- Психологическая диагностика: изучение методов диагностики психологических нарушений и оценки психологического состояния человека.
- Познание и мышление: психологи изучают, как люди воспринимают информацию, обрабатывают ее и принимают решения. Исследования в этой области помогают понять, каким образом мы формируем понимание окружающего мира и как наше мышление влияет на наше поведение.
- Эмоции и чувства: психология также изучает эмоциональные реакции человека. От радости до горя, от страха до восторга – эмоции играют важную роль в нашей жизни и влияют на наше поведение, принятие решений и межличностные отношения.
- Развитие и личность: одним из центральных вопросов психологии является изучение развития личности. Какие факторы влияют на формирование индивидуальных черт, навыков и характера? Как личность развивается на протяжении жизни?
- Социальное взаимодействие: человек – социальное существо, и психологи изучают, как мы взаимодействуем с другими людьми. От формирования групповых норм до развития межличностных конфликтов – эта область исследований помогает понять, как общество и межличностные отношения влияют на наше поведение и психологическое состояние.
- Психологические расстройства: изучение психологических расстройств и их лечение – также важный аспект психологии. Психологи исследуют причины и механизмы возникновения психических заболеваний, а также разрабатывают методы психотерапии и поддержки для тех, кто сталкивается с такими проблемами.
Связанные вопросы и ответы:
1. Что такое личность с психологической точки зрения
Личность - это совокупность уникальных характеристик и особенностей индивида, которые определяют его поведение, мышление, эмоции и отношения с окружающим миром. Психологически личность может быть рассмотрена как комплексный феномен, включающий в себя как наследственные, так и приобретенные черты личности.
2. Какие факторы влияют на формирование личности
На формирование личности влияют множество факторов, включая генетику, среду обитания, воспитание, образование, культурные особенности. Генетическое наследие определяет некоторые аспекты личности, однако окружающая среда и социальный опыт играют ключевую роль в формировании индивидуальности человека.
3. Чем отличается характер от личности
Характер - это набор качеств и черт, определяющих поведение и реакции индивида в различных ситуациях, в то время как личность включает в себя более широкий спектр аспектов, таких как мотивация, ценности, верования и жизненная цель.
4. Как понять, что личность развивается
Личность постоянно развивается и изменяется под воздействием различных факторов, таких как обучение, опыт, взаимодействие с окружающим миром. Признаками развивающейся личности могут быть стремление к саморазвитию, открытость новому опыту, способность к адаптации к изменяющимся условиям.
5. В чем заключается роль самооценки в формировании личности
Самооценка играет важную роль в формировании личности, так как она определяет, каким образом человек воспринимает себя, свои качества, достижения и недостатки. Высокая самооценка способствует уверенности в себе, адаптации к проблемам и повышению мотивации к саморазвитию.
6. Какие методы используются психологами для изучения личности
Для изучения личности психологи используют различные методы и техники, такие как психологические тесты, интервью, наблюдение, анализ биографий, проективные методики. Каждый метод направлен на выявление основных черт личности, её особенностей и взаимосвязей между ними.
Что такое личность с психологической точки зрения
Это уникальный человек со своим собственным набором характеристик, который определяет его поведение, характер и взаимодействие с окружающим миром. Часто в повседневной жизни слово « личность » используется как синоним слов «человек» и « индивид «, но на самом деле его значение отличается от них.
Кроме этого, существуют и другие определения понятия «личность». Оно может использоваться для отображения социальной природы человека, т.е. когда человека называют «личностью», это означает, что он является частью определенного общества и раскрывается в социальном взаимодействии. Иногда слово «личность» подчеркивает моральную и нравственную зрелость человека, наличие у него ответственности и высокий уровень рассудительности.
Люди со временем изменяются, иногда очень сильно. Если перемены у кого-то явно заметны, то иногда говорят: «он стал совсем другим человеком!». Все понимают, что это все тот же человек, но эти слова подразумевают, что в общении он стал совершенно другим, и старые знакомые его просто «не узнают».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что понятие «личность» представляет собой совокупность психоэмоциональных свойств человека, сформированных на основе его жизненного опыта, которые определяют его характер, вкусы, отношения с окружающими, уровень личной и социальной ответственности, поведение в различных жизненных ситуациях и другие особенности.
Таким образом, термин «личность» является достаточно многогранным, но в нем есть два основных значения:
— это совокупность особенностей психики и поведения, формирующаяся на основе самооценки человека, а также на основе того, как он оценивает свою жизнь и окружение;
— это уникальный человек со своей системой ценностей, привычками, образом мышления и прочими индивидуальными особенностями.
Термин «личность» в русском языке образован от слова «личный», то есть принадлежащий определенному лицу. Иногда его также связывают со словом «личина», которое в прошлом обозначало маску или часть шлема, закрывающую лицо. В английском и других европейских языках для обозначения данного понятия используется термин «personality», происходящий от латинского слова «persona», то есть «человек».
Какие основные теории описывают формирование личности
Психодинамическая теория личности – это теория личности, разработанная З. Фредом, согласно которой основным источником развития личности человека выступают его врожденные биологические факторы (инстинкты, либидо).
В соответствии с теорий личности З. Фрейда выделяют три основные концептуальные блока, являющиеся ведущими инстанциями личности:
- ИД («Оно») – основа структуры личности, состоит из совокупности бессознательных побуждения (агрессивных и сексуальных).
- ЭГО («Я») – представляет собой совокупность исполнительных и познавательных функций психики, которые осознаваемы человеком и состоят из его познаний об окружающем мире.
- СУПЕРЭГО («сверх-Я») – структура, включающая в себя разнообразные социальные установки, нормы и ценности того социума, в условиях которого проживает человек.
Статья: Классификация современных теорий личности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти решение задачи
Аналитическая теория личности – это теория личности, разработанная К. Юнгом, который считал, что основным источником развития личности выступают ее врожденные психологические факторы.
В соответствии с данной теорией, каждый человек наследует от своих родителей первичные идеи, которые называются «архетипами». Смыслом жизни человека, является наполнение «архетипов» определенным содержанием.
Основные концептуальные блоки (сферы личности) в соответствии с аналитической теорией личности:
- Индивидуальное бессознательное – совокупность личных чувств и мыслей, эмоционально окрашенных сознанием человека.
- Коллективное бессознательное – это совокупность всего культурного и исторического опыта, накопленного человечеством за время существования.
- Индивидуальное сознательное – структура, которая выступает в качестве основы сознательной деятельности и самосознания личности.
Какие факторы влияют на формирование характера человека
Как было отмечено, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Можно констатировать, что примерно к 2 - 3 годам ребенок имеет свой характер. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того, что характер ребенка полностью сформировался. Они, скорее, выступают лишь как начало его формирования. В дошкольном возрасте только закладываются основы характера. Развитие характера продолжается еще как минимум 10 - 15 лет после того, как признаки первых черт характера стали реально проявляться в поведении ребенка.
Факторов, под влиянием которых складываются черты характера несколько.
Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.
Вначале на формирующийся характер ребенка оказывает влияние то, как обращаются с ним взрослые.
Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.
Если ухаживающие за ребенком люди часто общаются с ним, общение это эмоционально положительное, а основные потребности ребенка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нем начинают формироваться положительные черты характера, такие, например, как открытость и доверие к людям. Если взрослые люди, которые ухаживают за младенцем, не уделяют ему должного внимания, редко общаются с ним, не проявляют при этом положительных эмоций, не полностью удовлетворяют его основные потребности, то у ребенка могут формироваться противоположные черты характера, такие, как замкнутость и недоверие к людям.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества -- эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.
В дальнейшем, когда ребенок овладеет речью и научится точно определять, за что он получил то или иное поощрение или наказание, одобрение или неодобрение со стороны окружающих людей, решающее влияние на формирование характера начинает оказывать система поощрений и наказаний, применяемых в процессе воспитания. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде -- трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление со стороны окружающих его взрослых людей) . Те психологические качества и свойства, за проявление которых ребенок наказывается, обычно исчезают вскоре после их первого проявления.
Чем отличается личность от характера
Психика — это одна из самых сложных вещей в природе.
Когда употребляется слово «врожденный» подразумевается, что человек умеет что-то с момента появления на свет. Но на самом деле все, что человек проявляет при физическом рождении, он сформировал ещё во время развития в утробе.
По наследству, врождённо, человек может получить только набор данных в ДНК. Никакие функции и умения врождёнными быть не могут: в течение всей жизни человек учится и получает навыки.
Темперамент — это совокупность свойств, которыми характеризуются психические процессы и поведение человека.
Характер — это приобретённые свойства поведения, которые закладываются в человека в течение жизни.
Личность — это свойства человека, которые определяют его в обществе и воспитываются в нем обществом.
Все психические свойства можно разделить на две группы: те, которые формируются в конечный период времени, и те, которые изменяются со временем. Темперамент и Характер относятся к первой группе, а Личность — ко второй.
Все, что формируется за определенный период времени, возможно измерить и типологизировать.
Из-за этого часто можно услышать о делении людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Все это — типы темперамента, который не изменится. Это ненаучный подход, который не даёт никакого конкретного знания о человеке.
Типологизировать личность очень сложно, потому что она продолжает формирование.
Характер формируется за определенное время. Поэтому его можно типологизировать и быть уверенным, что тип характера не изменится. На него можно ориентироваться в повседневной жизни.
Для измерения характера существуют профессиональные тесты, которые используют психологи.
Какие методы используются для изучения личности
Наиболее общим основанием для разделения психологических методов является их чувствительность к оценке уникальных, индивидуальных свойств личности. 1. На уровне методологии науки были выделены номотетический и идиографический методы научного познания. Первый позволяет получать общее, универсальное, законосообразное знание об объекте исследования, второй - единичное, уникальное, частное. Впервые эти термины появились в речи Вильгельма Виндельбанда "История и естествознание" в 1894 г. Он предлагал делить науки не по предмету, а по методу исследования. Позднее, в ХХ в. эта проблема коснулась и психологии. В работах Г. Олпорта обсуждался вопрос о применимости в психологии номотетического и идиографического подходов, и соответственно методов. Согласно общепринятому мнению, номотетические методы, ориентированные на поиск общих закономерностей, - применяются в исследованиях естественно-научного направления, в которых человек рассматривается как объект исследования. Идиографические методы используются в исследованиях с гуманитарной направленностью, где человек рассматривается как активный развивающийся и изменяющийся субъект , поведение которого до некоторой степени может интерпретироваться как непредсказуемое. 2. Теоретические методы направлены на работу с идеями, представлениями, образами. Используя теоретические методы, ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией. Разновидностями теоретического метода являются мысленный эксперимент и частично моделирование. Функциями мысленного эксперимента и моделирования являются: 1) предварительное апробирование реального эксперимента в умственном плане, в плане представлений; 2) замещение реального эксперимента мысленным вследствие невозможности проведения первого по причине сложности объекта исследования либо по моральным соображениям. Моделирование также используется тогда, когда непосредственное исследование объекта "не представляется возможным вследствие ограниченности современного уровня знания и практики", "для объяснения накопленных в науке фактов или законов, если для объяснения их еще нет теории", для предсказания поведения "непосредственно интересующего нас объекта путем анализа поведения другого, более известного, объекта", для "исследования объектов, недоступных для экспериментального оперирования с ними", в целях экономии. Ряд таких личностных особенностей, как регуляция времени, агрессия, фрустрация и др. могут исследоваться с помощью теоретических научных методов. 3. Эмпирические методы - наблюдение, измерение и эксперимент являются общенаучными процедурами сбора данных, поэтому могут быть использованы для изучения личности как объекта психологического исследования. Наблюдение - целенаправленное восприятие и регистрация поведения объекта. Особенностями метода наблюдения являются пристрастность и пассивность наблюдателя, непосредственность наблюдения, невозможность повторения наблюдения, его длительность. Для повышения валидности результатов наблюдения используют экспертные оценки, аудио- и видеозаписи, стандартизацию наблюдения, контроль за активностью наблюдателя. Измерение - регистрация состояния объекта с помощью другого объекта, или процедура приписывания объекту определенного значения (например, числа) и отведение ему места на психологической шкале в соответствии с установленными для нее правилами. Шкалы бывают неметрическими (номинативная шкала и шкала порядка) и метрическими (шкалы интервалов и равных отношений). В психологии чаще всего используются неметрические шкалы (подробнее об этом см.: Дружинин В.Н., 1997 ). Эксперимент - метод проверки научных гипотез, в ходе которого экспериментатор ставит испытуемого в особые условия, осуществляя контроль за побочными влияниями. Результаты эксперимента должны быть достоверными и надежными. 4. Для диагностики и изучения личности на уровне конкретных техник и методик используются тесты. Тесты - специализированные методы психодиагностического исследования, применяя которые можно получить количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
Какие исследования показывают, как личность влияет на жизненные успехи
До начала международной научно-исследовательской работы «Проект генома человека» (HGP) в 1990 году было мало информации о том, как люди выглядят на молекулярном уровне. Соответственно, узнать о наших генетических сходствах и различиях было практически невозможно. К 2003 году, когда HGP завершилась, исследователи успешно нанесли на карту более 90% генома человека. А в марте 2022 года были собраны последние кусочки этого пазла.
Теоретически сегодня существует набор инструкций о том, как создать человеческое существо. У каждого человека в клетках 23 пары хромосом, если только у него нет синдрома Дауна, при котором наследуется дополнительная хромосома. Все эти хромосомы состоят из четырех букв ДНК: G, C, T и A.
«Люди генетически похожи более чем на 99%», — говорит профессор Харден. Но есть и тот самый 1%, в котором есть различия. Именно они интересуют таких ученых, как Харден.
Она говорит, что большинство исследований сосредоточено на различиях в одной букве ДНК. Эти различия называются однонуклеотидные полиморфизмы, или SNP — это наиболее распространенный тип генетических вариаций, который есть среди людей. «У меня может быть буква «Т» в определенном месте, а у вас может быть буква «С»», — говорит она.
Около 20 лет назад ученые начали исследовать, какие SNP с чем связаны. Например, если им было интересно узнать больше о росте, то они искали, какие генетические варианты SNP чаще встречаются у высоких людей. Первоначально эти исследования были сосредоточены на предрасположенности к высокому уровню холестерина и таким болезням, как дегенерация желтого пятна и диабет 2 типа.
Исследование помогло выявить генетические варианты, связанные с повышенной восприимчивостью к развитию этих болезней в зрелом возрасте.
В чем различия между интровертами и экстравертами с точки зрения личности
Тесты по определению типа личности могут относительно помочь лучше понять себя и свой психотип. Часто эти тесты руководствуются понятиями «экстравертности» и «интровертности». У кого-то есть склонность к легкому и непринужденному общению в любой компании (экстраверт), а другой человек всегда закрыт от людей даже в привычной обстановке (интроверт). Но стоит разобраться чуть подробнее в том, на сколько эти термины применимы и на сколько они однозначны.
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
«Когда я думаю о словах интроверт и экстраверт, я думаю о том, как люди относятся к себе и к окружающему миру», — говорит Челси Коннорс, сертифицированный коуч и терапевт. Так, объясняет Коннорс, большая разница заключается в том, как каждый предпочитает проводить свое время.
- любят проводить время в одиночестве;
- предпочитают отдыхать/развлекаться в небольшой компании;
- могут «уйти в себя», отделившись от компании/друзей/родных, чтобы «эмоционально перезарядиться»;
- могут потеряться в собственных мыслях и чрезмерных, путанных рассуждениях.
- любят проводить время в компании;
- чувствуют себя естественно в большой компании;
- предпочитают «растворяться» в толпе/компании, чтобы «эмоционально перезарядиться»;
- легко находят общий язык с любым человеком и любят, когда им уделяют много внимания.
«Интроверты, как правило, проводят больше времени наедине с собой, хорошо осведомлены о своих внутренних мыслях и больше заряжаются в одиночестве. Экстраверты могут быть как раз противоположными: они откровенны, общительны и очень любят быть среди других людей», — дополняет Коннорс. «Мы часто видим, что экстраверты чувствуют себя наполненными после того, как побывали в толпе и общались с большим количеством людей, в то время как интроверты могут чувствовать себя истощенными от того же опыта».
«Осознание является ключом некоторых решений. Если мы лучше понимаем человека и то, как он воспринимает мир, нам будет легче сопереживать и эффективно общаться», — поясняет Коннорс. Однако не стоит воспринимать указанные термины как ярлыки. Не нужно идентифицировать себя или человека напротив только как интроверта или экстраверта, — ведь речь идет о спектре.
«Есть много промежуточных положений, когда кто-то назовет себя, например, экстравертированным интровертом. Это нормально — быть где-то посередине и не чувствовать, что вы попадаете в одну отдельную категорию», — говорит Коннорс. Например, если вы тот самый экстравертированный интроверт, то, вероятно, вы в основном интроверты по своей природе, но вы можете чувствовать себя хорошо и открыто, когда находитесь в определенной комфортной обстановке.
«Если вы знаете, что ваша лучшая подруга замкнутая, вы, возможно, не будете шокированы, когда она откажется от вашего предложения пойти в шумный, многолюдный бар на выходных и вместо этого выберет вечер кино». — отмечает Коннорс. Такое знание может помочь не принимать некоторые решения других людей как нарочитое желание обидеть, ведь речь идет не о вас, а о том, что нужно каждому определенному человеку, чтобы чувствовать себя лучше.